Контактный телефон:

Потребителю: Гарантийный срок, срок службы, срок годности товара

Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) устанавливает, что информация о товарах в обязательном порядке должна содержать сведения о сроке службы или сроке годности товаров, а также о гарантийном сроке, если он установлен. Порой такая инфо является очень важной для потребителя в решении вопроса возврата, обмена некачественного товара.

Читайте ответы на актуальные для потребителей вопросы «о сроках» от Консультационного центра для потребителей Центра гигиены и эпидемиологии в Бурятии

Гарантийный срок

Это срок, в течение которого производитель или продавец обязаны выполнить требования потребителя, установленные Законом (возврат денег, обмен, гарантийный ремонт и т. д.). Если такой срок не установлен изготовителем или продавцом, то по Закону он условно равен 2 годам – все претензии можно предъявлять в этот период (п. 1 ст. 19 Закона).

Похожая мера действует, если гарантийный срок менее 2 лет (п. 5 ст. 19 Закона). Например, гарантия на обувь обычно 14 или 30 дней. Если у вас лопнули кроссовки на следующий день после окончания гарантии, это не значит, что предъявить претензии продавцу не получится.

Вы имеете право на обмен или возврат в течение двух лет, если докажете, что недостаток или причины его возникновения появились до покупки. Если экспертиза покажет, что в подошве изначально имелись микротрещины или подошва, была изготовлена с нарушением технологии производства.

Срок службы

Производитель имеет право установить срок службы, в течение которого товар должен работать по назначению и быть безопасным для потребителя.

В чём разница между гарантийным сроком и сроком службы?

Предположим, вы купили холодильник, у которого гарантийный срок 2 года, а срок службы — 10 лет. По истечении гарантийного срока холодильник сломался. Требовать бесплатного ремонта можно только, если поломка является существенным недостатком. Существенные недостатки – это неисправности, которые нельзя устранить вообще или невозможно без несоразмерных затрат, а также возникающие неоднократно и даже после устранения. В этом случае предъявить претензии к изготовителю можно даже после окончания гарантии, но в пределах срока службы.

Если производитель не установил срок службы, а холодильник сломался после окончания гарантийного срока, то предъявлять требования о ремонте в случае обнаружения существенного недостатка всё равно можно в течение 10 лет (п. 6 ст. 19 Закона).

Срок годности товара

На основании п. 4 ст. 5 Закона, сроком годности – временной интервал, на протяжении которого товар является пригодным для применения. Когда он заканчивается, то продукция переходит в разряд просроченной, и её применение может причинить вред здоровью потребителя или его имуществу.

Не менее важны здесь и экологические аспекты, ведь просроченный продукт бывает потенциально опасным и для окружающей среды. Следовательно, подлежит утилизации или переработке (если это возможно).

Потребителю важно знать, что срок годности товара:

  • запрещает продавцу реализовывать просроченную продукцию, и товары, которые покупатель не успеет использовать по причине того, что срок годности недостаточен;
  • даёт гарантию на то, что покупатель приобретает продукцию, соответствующую требованиям.

Просроченные товары запрещены к продаже, и несоблюдение требований законодательства может послужить причиной наложения на продавца штрафных санкций, если факт реализации подобной продукции будет доподлинно установлен.

Срок годности может исчисляться периодом, начинающимся днём или месяцем изготовления, либо датой, до которой приобретённому товару необходимо найти применение. Примечательно, что для продукции со сроком годности три месяца и менее, определяется конкретная дата (день/месяц/год). На упаковках товаров длительного использования указывается только месяц и год.

Потребителю необходимо знать, что существуют сроки:

Срок годности - временной интервал, по прошествии которого продукцию нельзя использовать по прямому назначению.

Срок хранения - время, на протяжении которого товарная единица сохраняет все свои первоначальные характеристики и свойства. Производитель гарантирует сохранность своей продукции лишь в том случае, если полностью были соблюдены условия хранения.

Срок реализации - дата, до которой продавец может продать потребителю товар.

Предельный срок - максимально возможный временной период, на протяжении которого гарантируется безопасность и доброкачественность продукта. Данная величина относится, в первую очередь, к скоропортящейся продукции.

Срок эксплуатации - время, на протяжении которого можно использовать непродовольственные товары без значительной утраты потребительских характеристик. В качестве примера часто приводится мебель. Если она находится на складе, в магазине, дома или в офисе в разобранном состоянии, то к ней применимо понятие «срок хранения». Когда же мебельная продукция собрана, установлена и используется по прямому назначению, то здесь уже уместно упомянуть термин «срок эксплуатации», на протяжении которого изделие не утрачивает своих функций, но постепенно изнашивается и теряет первоначальные свойства.

Срок службы - величина, измеряющаяся не только в днях, месяцах или годах, но и в других единицах (километрах, циклах срабатываний и пр.). Изготовитель даёт своего рода гарантию, что приобретённое изделие будет исправно функционировать на всём протяжении срока службы, но только в случае соблюдения правил эксплуатации.

Гарантийный срок - величина, которая может измеряться во временных единицах, километраже и пр.

Внимание!

  • Срок службы изделия определяет производитель, а гарантию может предоставлять либо производитель, либо продавец. В течение гарантийного срока эксплуатации продавец (изготовитель) обязан на безвозмездной основе устранить дефекты изделия.
  • Гарантийный срок не может быть меньше, чем указал производитель.
  • Реализация продукции, на которую положено наносить соответствующую маркировку, но она не нанесена, запрещена.

Для получения консультации по вопросам защиты прав потребителей можно обратиться по телефонам:

Единого Консультационного Центра Роспотребнадзора

  • 8 800 555 49 43 (круглосуточно, звонок бесплатный);

Консультационного центра для потребителей (в рабочее время):

  • 8 (3012) 37-90-29, 8 (9025) 62-34-17, E-mail: zpp_cgebur@mail.ru;

Консультационных пунктов для потребителей (в рабочее время):

  • в Баргузинском районе (Баргузинский, Прибайкальский и Курумканский районы) 8 (301-31) 41-3-77, E-mail: barguzin03@fbuz03.ru;
  • в Джидинском районе (Джидинский и Закаменский районы) 8 (301-34) 41-6-20, E-mail: djida@fbuz03.ru;
  • в Заиграевском районе (Заиграевский и Кижингинский районы) 8 (301-36) 42-6-55, E-mail: zaigraevo@fbuz03.ru;
  • в Кабанском районе (Кабанский, Тункинский и Окинский районы) 8 (301-38) 40-3-91, E-mail: kabansk@fbuz03.ru;
  • в Мухоршибирском районе (Мухоршибирский, Бичурский и Тарбагатайский районы) 8 (301-33) 41-6-24, E-mail: bichura@fbuz03.ru;
  • в Северобайкальском районе (г. Северобайкальк, Северобайкальский и Муйский районы) 8 (301-30) 2-14-01, E-mail: cb@fbuz03.ru;
  • в Селенгинском районе 9селенгинский, Кяхтинский и Иволгинский районы) 8 (301-45) 43-7-26, E-mail: selenga@fbuz03.ru;
  • в Хоринском районе (Хоринский, Еравнинский и Баунтовский районы) 8 (301-48) 22-5-95, E-mail: horinsk@fbuz03.ru.

 

16:16 22.09.2023
34